Какая ведётся работа с ребятами, у которых сложности в изучении русского языка? Есть ли в школе логопед?
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников является одной из самых серьезных. «Дисграфия»- это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажение и замена букв, зеркальное написание букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы в письменной речи. Появление подобных ошибок при письме свидетельствует о недостаточной подготовке ребёнка к процессу обучения. Предрасположенность ребёнка к дисграфии возможно определить задолго до начала обучения в школе с помощью специальных тестов, показывающих уровень сформированности различных навыков. Например, если у ребёнка к началу школьного обучения ещё не сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез, то он не сможет запомнить начертания букв и будет путать их на письме. Также ребёнок, не различающий на слух акустически близкие звуки, будет допускать на письме замены букв, но уже совсем по другой причине. Следовательно, к началу обучения в школе ребёнок должен иметь определённый уровень развития познавательных процессов и соответствующее возрасту моторное развитие. В начальной школе большое внимание уделяется проблемам нарушения процесса чтения и письма. Для выявления предрасположенности к дисграфии (нарушению процесса письма) мы проводим специальные тесты. По результатам тестирования с детьми проводятся индивидуально-логопедические занятия, а при необходимости логопедические занятия включаются в расписание уроков. Логопедов в школе несколько. Все они — профессионалы высокого класса, умеющие достигать положительных результатов даже при наличии серьезных проблем. Конечно при активном участии семьи так как подобные проблемы требуют очень комплексного подхода, в том числе, занятий дома. Возможны (а иногда и желательны) дополнительные индивидуальные логопедические занятия после уроков и за дополнительную плату. В первых, вторых классах на уроках чтения ведётся активная профилактическая работа. Дети делятся на более мелкие группы для отработки техники чтения и преодоления различных индивидуальных трудностей при нарушении процесса чтения и письма. В начальной школе большое внимание уделяется профилактической и коррекционной работе, так как ранняя диагностика и современное оказание помощи в значительной мере повышают шансы на успех. По данным J.Schiffman, при выявлении нарушений в процессе чтения и письма в первом, втором классах может быть доведено до уровня нормы 82% детей. При выявлении в 3 классе это происходит уже только в 46% случаев, в 4 — в 42%, в 5-7 классах — в 10-15% случаев (цитата по Goldberg H.).